«Поповские войны» и церковный бизнес: победитель получит рынок православных услуг Украины
- Деталі
- Категорія: Релігія
- Опубліковано: Вівторок, 20 серпня 2013, 18:17
- Перегляди: 3941
Почему Русская православная церковь хочет «поглотить» УПЦ МП
Борьба за власть в украинском «филиале» РПЦ достигла апогея. На кону — рынок православных услуг Украины. В Церкви все как в миру: интриги, «подставы», «кидки»; попам просто некогда думать о Боге...
Недавнее фактическое отстранение от реальной власти главы Украинской православной церкви Московского патриархата митрополита Владимира Священным Синодом УПЦ МП заставляет по-иному взглянуть на внутрицерковный «междусобойчик». В котором руководящие священники УПЦ МП промосковской ориентации установили полный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью поместной церкви в Украине.
Казалось бы, чисто поповские распри, внутреннее дело церкви. Если бы! Церковники Московского патриархата активно и открыто вмешиваются во внутренние дела государства Украина. А под видом радения за веру православную развернули в Украине масштабную бизнес-экспансию.
Из чего формируется церковная «касса»
В этом может убедиться каждый православный, регулярно посещающий украиснкие храмы. Фактически каждый приход оброс торговыми точками с широким ассортиментом товаров культового назначения — от свечей и религиозной литературы до освященных продуктов питания и рукотворных икон, изготавливаемых церковными мастерскими под заказ с учетом всех пожеланий клиента (сюжет, композиция, размер и даже портретное сходство заказчика с изображаемым ликом святого и т.д.).
Но церковный бизнес не остановился на «рознице» и шагнул дальше. По желанию заказчика вам возведут «под ключ» «домашний храм» и звонницу (писк последней религиозной моды у «новых украинцев») по индивидуальному проекту — хоть в 77 куполов. Не елаете храм, нужны лишь купола? Не вопрос! Десятки куполов разного размера ждут своих покупателей прямо в чертогах Киево-Печерской Лавры: «святость» с легко поржавевшим каркасом — прямо на асфальте.
А еще церковь активно подминает под себя рынок ритуальных услуг, вытесняя на периферию коммерческого бытия даже гробовых дел мастеров и камнетесов: все необходимое для отправки в последний путь — вплоть до мраморного надгробия и кованной оградки (естественно, освященных) сегодня можно приобрести у церковников.
И постоянно «живая копейка» — плата за отправление ритуальных услуг в стране с 47-миллионным,в подавляющем большинстве православным населением.
Кстати, в новом, 2012 году в храмах Киева подскочили цены на различные церковные услуги (по-церковному «таинства»). Например, венчание стоит до 1000 гривен, крестины — до 750 гривен (в декабре 2011 года эти обряды стоили на гривен 200 дешевле. Самые простые восковые свечи, которые еще в 2011-м стоили по гривне за штуку, теперь тоят две гривны. Сравнительно новая церковная «услуга» — заезд на территорию храма на машине, фото и видеосъемку. За эти блага нужно доплачивать по 50-100 гривен (при этом внутренняя территория, например, Печерской Лавры, особенно нижней ее части, превратилась в «автодром» для частных авто, свободно проезжающих даже к Нижним пещкрам. Проезд стоит 100 гривен.).
В некоторых церквях с прейскурантом можно ознакомиться у прилавков у входа, где торгуют религиозной атрибутикой. Скажут цену на то или иное «таинство» вам и по телефону. Также, по телефону, вы можете заказать батюшку на дом — для освящения, например, помещения или отпевания покойника.
(При этом известно, что сами церковники болезненно реагируют на разговоры о доходах церкви. Почему-то утверждая, что затрагивать эту тему неэтично. А дальше следуют аргументы в пользу «церковного бизнеса»: мол, жизнь подорожала, отопление дорогое, ростут тарифы на электроэнергию и газ. А еще нужно делать ремонты в храмах...)
Сегодня почти все структуры Русской Православной Церкви (особенно епархии и монастыри) являются самостоятельными юридическими лицами. Сейчас РПЦ владеет в России гостиницами, аптеками, издательскими домами, занимается экспортом. Церковь также является учредителем и акционером ряда коммерческих банков («Софрино», Акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «Пересвет»). Ранее также действовал учрежденный Московской патриархией Международный банк храма Христа Спасителя (в 2008 году банк сменил название на «Банкхаус Эрбе»).
Но все перечисленное — это лишь видимая часть айсберга церковных «приходов». И, скорее всего, далеко не главная статья доходов РПЦ.
Существенные доходы церкви обеспечивает уплата так называемой «церковной десятины» от всех своих доходов частью наиболее сознательных и набожных прихожан. А еще у РПЦ есть свои промышленные и торговые предприятия, а также банки. Ни один из которых не проверялся контролирующими органами за все время своего существования. Равно как и финансово-хозяйственная деятельность самих общин. Что по умолчанию является актом проявления лояльности к церкви со стороны государства.
Именно непрозрачность финансовой деятельности РПЦ приносит ей основной доход, о величине которого можно только догадываться. А именно: «оптимизация» налогообложения коммерческих структур с использованием церковных банков как в России и Украине, так и зарубежье (Греция, Кипр). Разумеется, «за процент».
Церковный бизнес привлекает бизнесменов отсутствием налога на прибыль, которую формально церковные предприятия не имеют — ведь официально они некоммерческие предприятия. РПЦ имеет лишь доход, с которого церковь налоги не платит. Любая сумма, заработанная под крышей РПЦ МП, автоматически проходит через баланс и расчетные счета Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), обретая тем самым вненалоговый статус. Деньги от всех операций находятся на счетах в российских банках и контролируются самой церковью. При этом такая система гарантирует РПЦ полный контроль над всем церковным бизнесом.
Все перечисленные статьи доходов обеспечивают Русской Православной Церкви весьма безбедное существование. Безбедное настолько, что, например, фактически РПЦ в Киеве, в районе Московской площади возводит Свято-Воскресенский кафедральный собор, номинально принадлежащий Украинской православной церкви Московского патриархата. Стоимость реализации проекта — сотни миллионов в долларовом исчислении (сама церковь цену проекта по понятным причинам замалчивает).
А иерархи РПЦ МП демонстрируют прихожанам малообъяснимую с позиции библейских заповедей личную нескромность и тягу к роскоши. Вот лишь несколько примеров «вериг» самого Патриарха.
Яхта с языческим именем «Паллада» (32 метра в длину и около 8 метров в ширину) стоимостью, по разным оценкам, $4-6,7 млн и годовым обслуживанием от 400 до 800 тыс. долларов) официально «приписана» к Валаамскому монастырю на Белом море. Но обслуживает VIP-гостей Патриарха или Самого, простаивая бОльшую часть года.
И все это в то самое время, когда наместники патриаршьи в Украине в борьбе за церковную недвижимость умудрялись даже выселять из помещений детские интернаты — разумеется, вместе с «постояльцами».
Известно, что нынешний Патриарх Московский Кирилл стоял у истоков коммерциализации церковной жизни в России. И возглавлял предпринимательскую деятельность под эгидой РПЦ МП с момента обретения церковью юридической самостоятельности. Эту деятельность координировал и продолжает координировать «мозговой центр» РПЦ — Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), ранее возглавляемый митрополитом Кириллом, позже ставшего главой РПЦ МП. Желающие могут найти в Сети много информации о бизнесе, патронируемом как самим Кириллом, так и его ставленниками.
Автономия Украинской православной церкви (МП) — цена вопроса
Получив в 1991 году статус самостоятельного юридического лица, Русская Православная Церковь (РПЦ) вышла из-под государственного контроля (в СССР она подчинялась Совету по делам религий). Но полного отделения церкви от светских дел не произошло — РПЦ стала активно заниматься бизнесом. Накопив капитал, РПЦ сегодня фактичски формирует церковный холдинг. Важнейшее место в котором отведено Украинской православной церкви (Московский патриархат).
О месте в РПЦ украинской православной религиозной общины под протекторатом Московского патриархата говорят такие цифры.
На территории Российской Федерации в РПЦ входит 11 299 общин и организаций. УПЦ МП к концу 2002 года насчитывала 10 200 приходов и организаций — лишь на 10% меньше, чем РПЦ. То есть, по количеству общин и религиозных организаций «церковь-дочь» почти не уступает «церкви-матери» (и это не считая две «неканонические» Украинские церкви). А если еще принять во внимание исторически присущие украинцам набожность в сочетании с высоким уровнем веротерпимости, а также религиозную дисциплинированность, то можно утверждать о более высоком качестве и надежности украинской православной «клиентуры» из числа верующих УПЦ МП.
Различные источники (и различные применяемые ими для подсчетов методики) определяют «стойкую» численность приверженцев Украинской православной церкви Московского патриархата в 20 миллионов душ.
И эти 20 миллионов стойких украинских прихожан — на фоне низкой религиозной активности российских православных (по неофициальной статистике в России в церковь примерно 2,5% населения ходит на главные праздники и не больше 7,5% — раз в год посещают храм).
Так что России есть за что побороться!
Выводы
Понятно, что потеря Русской Православной Церковью УПЦ МП, обретение последней автокефалии (или «только» автономии) грозит радикальным «усечением» РПЦ МП. Что отразится на ее статусе во Вселенском православии. И, конечно, на доходах церкви. А еще — на престиже России как государства, «от которого бежит даже церковь».
Поэтому поддержка РПЦ высшим руководством России является государственной политикой Кремля. Который и во времена СССР, и в постсоветское время держал РПЦ «на коротком поводке». Радикально влияя на кадровую политику православной церкви, не являющуюся в этом — ключевом для любой церкви — вопросе самостоятельной.
Сеогодня религиозными делами РФ занимаются Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Комитет по вопросам религиозных организаций при правительстве РФ. Но главное: в аппарате полномочных представителей президента РФ каждого региона работают Отделы взаимодействия с религиозными организациями. Российская традиция — никогда не оставлять церковь без поддержки и совета. Особенно — в кадровом вопросе.
Фактическое отстранение от управления УПЦ МП метрополита Владимира руками ставленников Кремля в Украинской православной церкви имеет ничтожное отношение к вопросам православия.
Церковь — прекрасный инструмент не только для обогащения. Но и для проведения в Украине нужной Кремлю политики легальными средствами. Как это делается — мы видим повсеместно и едва ли не ежедневно.
К Вере это никакого отношения не имеет.