1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

КАК ЖУРНАЛИСТЫ УБИВАЮТ УКРАИНЦЕВ

Когда на страницах периодики читаешь глубокие размышлизмы о том, как украинская пресса формирует общественное мнение в стране, становится смешно и грустно одновременно. На самом деле - формирует. Да вот только сколько пользы от этого формирования?

ОНИ И МЫ

Недавно с удивлением узнал, что в Швеции существует понятие. Представьте - старое, доброе советскоеотлично работает в суперразвитой, супербогатой, социалистической Швеции.

Напился, к примеру, водитель фуры. Его остановила полиция, определила - пьян, собака, и отправила информацию в специальную государственную дорожную службу. В дорожной службе один из отделов, занимающийся размещением полезной, нужной обществу информации в СМИ, перенаправилжурналистам. А те написали -Казалось бы, ну, и что такого? Дурак он, да и все. Ан нет. Фирма, где дурак работает, моментально теряет доверие, прибыль, падает в глазах продвинутой общественности:

Но это на загнивающем Западе.

Нарочито грязные, порнографические фотографии, глупая, на уровне лая, политическая аналитика, вульгарные, тупые и бездушные интервью, сообщения об очередном кровавом злодеянии. Вот из чего состоитотечественных СМИ. Тут для того, чтобы фирма рейтинг потеряла, не знаю, что нужно. У нас если напишешь, что директор какого-нибудь ЗАО детей на ужин кушал, так наоборот - рекламу конторе сделаешь. Паломники в людоедскую фирму толпами повалят. Интересно ведь!

Между тем, внимание настоящим проблемам многими СМИ уделяется крайне мало. Я не имею в виду проблемы, на уровне новостей (здесь, слава Богу, оперативности украинским мастерам клавиатуры не занимать). Я говорю о проблемах глобальных, об эпидемиях, убивающих наших сограждан сотнями тысяч. Это и рак, и СПИД, и туберкулез, и сердечно-сосудистые заболевания, пивной и детский алкоголизм (по которому мы теперь на 1-м месте в мире!), наркомания.

Одной из главнейших проблем на сегодняшний день является курение. Обычное, привычное, почти родное курение табака. Реклама дымящегося продукта в СМИ есть, информации же об истинных масштабах эпидемии нет. А зря:

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

Информация, на самом деле, очень интересная. О ней бы не в газетах писать, о ней бы в листовках печатать, да с самолетов листовки эти сбрасывать. Нам на головы сбрасывать. Дабы проснулись, наконец. Не сбрасывают листовок, не пишут статей. Потому что это неинтересно нам, или потому что это неинтересно: производителям сигарет?

Судите сами - со времен обретения Украиной независимости, пагубная, смертельная привычка настолько укоренилась в обществе, что ныне безне могут обойтись 42% населения. Включая новорожденных и 90-летних старух.

Говорить о том, во сколько раз больше за эти годы стали курить дети, некорректно, ведь при Советском Союзе такой проблемы (детского курения) не было в принципе. Сегодня же 10% украинцев возрастом до 10 лет (!) курят.

В среде подростков до 18 лет курят более 50%. Но половина курящих подростков - это очень мало. Вероятно, именно так думает руководство табачных компаний, постоянно проводящих всевозможные увеселительные мероприятия,, благотворительные раздачи слонов и сигаретныена грани нарушения всех этических и некоторых правовых норм.

Дабы не быть голословным - в 2008 году отечественная рок-группапри активной поддержке компанииотправилась в своего родапо городам и весям. Так вот - для того, чтобы попасть на концерт, необходимо было показать охране: две пачки сигарет определенной марки. Сколько путевок к онкологу выдали за время турасвоим поклонникам? У скольких косвенно забрали здоровье?

За последние 20 лет в стране вдвое увеличилось количество находящихся в никотиновой зависимости женщин. На сегодняшний день это каждая 5-я украинка.

В 2009 году наша страна докатилась до чудовищного второго места в мрачном рейтинге самых курящих стран мира.

Ежегодно от табакокурения умирают 115 тысяч украинцев, в то же время 500 тысяч подростков пополняют ряды курильщиков.

Все остальные факты, касающиеся курения в целом, вы можете прочесть на стендах районных поликлиник. Или в СМИ.

Но вот странная подача этих фактов в газетах и журналах наталкивает на мысли о явной заангажированности большинства изданий:

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ

Что пишут о вреде курения украинские печатные и Интернет-издания? В большинстве своем они либо вообще ничего не пишут, либо выдают на-гора статьи в стиле детского садика -. А может и не быть?

. А может и не вызвать?

Такие затертые, надоедливые призывы и предупреждения рождают в головах у курильщиков мысли приблизительно следующего содержания -.

В США за последние сорок лет именно при помощи СМИ удалось добиться колоссальных результатов - количество курильщиков снизилось вдвое. Там курить - не модно. Это удел низов общества. Словов печати постепенно стало синонимом слова, и роль прессы в успешной борьбе за здоровье нации неоценима.

В Украине же сложилась парадоксальная ситуация, при которой практически все статьи о курении и о сигаретах комментируют: представители табачных компаний! А информационные поводы для статей о сигаретах на страницах периодики - это, в основном, благотворительные акции, проводимые добряками изили.

Также в прессе отчего-то не озвучиваются суммы заработка отечественных компаний-миллиардеров, полученные от продажи сигарет. К примеру, почему бы не рассказать о том, что чистый доход компаниив 2007 году вырос на 29% по сравнению с предыдущим годом, и составил 1,12 миллиардов гривен? Интересно ведь!

Я использую старые данные? Совершенно верно. А вы попробуйте-ка найти информацию о заработке табачных компаний в 2009-м. Не найдете! Это тайна за семью печатями!

Честные журналисты честных изданий будут рассказывать в честных статьях о том, как табачная отрасль. Читателям мельком озвучат мнение очередногоиз офисаи все сведется к тому, что враг украинцев - не сигареты, а контрабанда сигарет.

Будете курить настоящие сигареты - проживете долго и счастливо, будете употреблять контрабандный товар - умрете от рака легких. Как будто в украинские сигареты вместо 80 убивающих здоровье химических веществ сплошь витамины и минералы заряжены.

Как только журналист Интернет-издания сравнивает цены на сигареты в развитых странах и в Украине, тут же под статьей возникают десятки гневных комментариев от курильщиков. В стиле

Возмущение абсолютно справедливое. Ведь просто озвучить цену - это одно, а сравнить цену в разрезе стоимости основных продуктов питания, платы за жилье и проезд - это совсем другое. Тем не менее, создается впечатление, что некорректные,сравнения озвучиваются намеренно. Дабы голодный и холодный украинский гражданин решил, будто его собираются лишить- сигаретки, путем повышения цены на этот жизненно необходимый продукт!

Иногда манипуляциям с сознанием читателя производители табачного яда учат журналистов на семинарах. К примеру, 10 сентября 2008 года в Чернигове состоялся такой семинар, организованный, на котором журналистскую братию учили правильно фильтровать, трактовать и преподносить читателю информацию о производстве сигарет!

Потому-то и нет у нас жестких, резких статей, нет рекламы в стиле западной, потому-то и ролики о вреде курения такие мягкие, и плакаты такие бесхребетные.

Ну, а отдельные отечественные статьи о курении - это вообще верх цинизма.

О ЧЕМ ПИШУТ

Пишут о том, что сигареты вредны, но. И вот в этомвсе дело. Болтовня о вреде - лишь ширма, за которой прячется: РЕКЛАМА сигарет! Причем, скрытая реклама, самая дорогая реклама, реклама, воздействующая на подсознание.

Судите сами - в журналеза 2008 год имеется одна статья о курении. В этой статье нет ни слова о колоссальном вреде курения для беременных женщин, нет ни слова об эпидемии табакокурения в Украине, зато имеются интересные факты, такие как:

.

.

.

.

.

Вы поняли, о чем тут написано? Тут практически прямо сказано - если ты беременная, НЕ БРОСАЙ КУРИТЬ, потому что в развитых странах беременные НЕ БРОСАЮТ КУРИТЬ.

Вот такая полезная статья. Опубликованная в женском журнале. И именно в женский журнал данная рекламная, успокоительная, грамотно выверенная статья попала не случайно.

Номинальные рекламные бюджеты табачной продукции в изданиях с различной аудиторией в процентном соотношении выглядят так:

-женские журналы - 42%;

-развлекательные издания - 31%;

- мужские - 14%;

- остальные - от 4% до 1%.

Такое распределение рекламных бюджетов - продуманная политика. Украинские женщины - это своего рода колоссальное богатое месторождение денежных знаков. Если сегодня курит каждая 5-я украинка, значит, завтра нужно сделать так, чтобы курила каждая вторая. Каждая первая!!! Да по три пачки в день!!!

Вот отрывки из, размещенной в газете:

.

Вот он, главный вражина Украины - контрабандный товар! Отечественные сигареты вовсе не вредны.

.

По-русски это значит -

.

И наступит счастье великое. В результате крепкой дружбы государства и производителей яда все граждане перейдут на отечественные сигареты. Ура, товарищи:

Когда слышишь о том, как средства массовой информации помогают строить нормальное, цивилизованное, а главное - здоровое общество в какой-нибудь и без того здоровой Швеции, Австралии или Ирландии, становится невыносимо грустно. Грустно оттого, что украинские журналисты в большинстве случаев не понимают одной важной составляющей своей работы - нас читают миллионы, и мы можем влиять на миллионы.

Мы можем либо делать добрые дела (даже резко и жестко поднимая неудобные темы), либо помогать кому-то в нелегком деле поголовного уничтожении населения нашей страны.

Становится очень тоскливо, когда читаешь статьи в отечественной прессе об, о, обили об. Мы, журналисты, в ответе перед своими читателями. И потому - иногда лучше не писать о табаке, спиртном или наркотиках вообще, нежели писать, отрабатывая джинсовые деньги за статьи о яде, убивающем сотни тысяч украинцев в год:

Анатолий Шарий, "Обозреватель".

Анатолий Шарий, "Обозреватель"