ФИЛОСОФИЯ АРХИТЕКТУРЫ: УКРАИНЕ НЕ ПОНЯТЬ?
- Деталі
- Категорія: Країна Україна
- Опубліковано: Середа, 23 березня 2011, 11:00
- Перегляди: 2930
Летающие отели и танцующие небоскребы, дома-коммуны и клубные поселения, построенные собственными усилиями, - это уже не просто прогнозируемое будущее архитектуры. Подобные проекты становятся реальностью. При этом все здания весьма практичны и сами заботятся о собственном обеспечении энергией.
Мировые тенденции в духе Жюль Верна
Знаменитый британский архитектор Норман Фостер, один из лидеров стиля хай-тек, создал десятиэтажное здание, по форме напоминающее наклоненное яйцо - для мэрии большого Лондона. Эта форма выбрана неспроста: она минимизирует теплопотери. Все конструкции здания направлены на экономию энергоресурсов. Сенсоры и датчики улавливают малейшие изменения климатических условий и запускают в ход систему реагирования.
Первый в мире небоскреб, вращающийся вокруг своей оси, спроектировал для Дубая итальянский архитектор Дэвид Фишер.Улавливать ветер восьмидесятиэтажному жилому зданию помогут лопасти, с помощью которых башня может вращаться благодаря вырабатываемой энергии, которая к тому же обеспечит здание электричеством. На каждом этаже предусмотрены солнечные батареи, накапливающие энергию. Подобные небоскребы собираются построить в Чикаго и Москве.
А в бразильском городе Куритиба уже возвели жилую одиннадцатиэтажную вращающуюся башню, где на каждый этаж приходится по одной квартире. Новейшие строительные технологии позволили каждый этаж вращать бесшумно и независимо от остальных - по желанию жильцов. Стены башни практически полностью состоят из огромных окон, что обеспечивает не только прекрасный вид, но и существенно экономит электроэнергию.
В Германии глава министерства строительства Петер Рамзауэр инициировал постройку жилого дома, который сможет производить вдвое больше электричества, чем потребляют его обитатели. Всяэнергия будет накапливаться в специальных батареях-аккумуляторах, для того, чтобы жильцы дома моглиот розетки небольшие автомобили с электродвигателем. Короче говоря, в XXI веке пословицабудет звучать иначе:.
Дальше - больше. Американская фирма Worldwide Aeros Corporation представила проект отеля Aerocraft, висящего в воздушном пространстве. Гостиница будет построена в виде 400-тонного дирижабля, на борту которого туристы найдут самые роскошные условия проживания и неповторимое ощущение нахождения в воздухе на высоте 2,4 км. Летающий отель сможет вместить 250 пассажиров, а максимальная скорость полета составит около 280 км/ч.
А вот жилые дома будущего будут самым настоящим проявлением минимализма. По прогнозам корейских архитекторов, к 2026 году в перенаселенных мегаполисах люди переселятся в самые настоящие дома-коммуны. Например, архитекторы из сеульской студии Mass Studies уже разработали проект с говорящим названием, предлагающий минимум личного пространства - жилой дом, состоящий из 2590 ячеек, составленных подобно сотам в улье. Каждая квартира будет состоять из спальни и ванной. А что еще нужно постоянно работающему человеку? Зато для общественной жизни в доме предусмотрены спортивные центры, салоны красоты, кинотеатры, образовательные учреждения, бизнес центры и конференц-залы. Окна в башнях будут аккумулировать солнечную энергию, а специальное внешнее покрытие позволит засадить фасады виноградными лозами, за которыми будет ухаживать автоматическая система полива с датчиками температуры и влажности.
Украинский миф об автомобильной зависимости
На фоне такого буйства архитектурной мировой мысли происходящее в Украине выглядит, мягко выражаясь, скромно. Пока американские, британские и азиатские архитекторы заглядывают в будущее, украинские специалисты бьются над главной проблемой Киева и больших городов - транспортным коллапсом.
, имеющие в отдельных местах до 12 полос движения, в них небольшие дороги. В США пробки на дорогах связаны только с чрезвычайными происшествиями, - рассказывает известный украинский архитектор Александр Штейнберг, уже 18 лет живущий в Филадельфии.
Как подчеркивает архитектор, проблема Киева и других больших городов Украины - в застройщиках и градостроителях. Заказчики, получив кусок земли, быстро возводят на нем высотное здание, не продумывая транспортную инфраструктуру. А вот американские проектировщики сначала должны доказать комиссии, что количество работающих в будущем здании и количество посетителей будет соответствовать количеству мест на паркинге, и только после этого проект принимают к рассмотрению. А в Украине могут построить дом на 150 квартир, обеспечив его паркингом всего на 40 машин. Еще одна проблема - строительство торгово-офисных центров без учета парковок и возможности подъехать к зданиям.
), а в будущем будут запущены и канатные дороги>, - отмечает известный украинский архитектор Виктор Судоргин, руководитель проектного бюро . - Если один железнодорожный вагон заменяет пять автобусов, есть смысл сделать ставку на эстакадный транспорт. Первый шаг в этом направлении - запуск кольцевой электрички>.
А чтобы люди чувствовали себя людьми, в больших городах необходимо создавать пешеходные зоны - так, как это сделали, например, в Тель-Авиве. В городах нужно возродить комфортную среду обитания, а происходит все с точностью до наоборот. Люди стараются переехать за город, сбежать от цивилизации, но транспортная инфраструктура не рассчитана на такое огромное количество желающих покинуть мегаполис.
.
Сегодня выехать из Киева - проблема, купить продукты в магазинах - тоже проблема. Многие уже ностальгически вспоминают о старых гастрономах, где можно было быстро купить 100 граммов сыра или колбасы. А сегодня за покупками нужно отправляться в супермаркеты на окраинах, что очень не удобно для тех, кто не водит автомобиль. Это в США даже в кинотеатры заезжают на машинах и смотрят кино из салона автомобиля, в Украине - другая ситуация. В Америке уровень автомобилизации в четыре раза выше, чем в нашей стране, а плотность населения - в два раза ниже.
Генплан - это вопрос демографии
Чтобы жизнь в городах была комфортной, в первую очередь нужно учитывать демографические процессы в обществе. Прежде, чем что-то строить, необходимо определить статус того или иного города. Например, Вашингтон и Бонн - это административные центры, Венеция и Прага - туристические. А в Украине, несмотря на генпланы, назначение города практически не учитывается, застройка ведется хаотически, следуя интересам инвесторов, а не государства.
.
Вот, например, как можно строить офисы на правом берегу Киева, если только на Троещине живет более 300 тысяч жителей? Почему каждый день с большими проблемами люди должны добираться на работу на правый берег и, преодолевая такие же проблемы, возвращаться вечером домой на левый? Если изучить состав населения Троещины, может оказаться, что намного выгоднее и удобнее часть офисов и вузов перенести в этот спальный район.
довезет человека до больницы - можно умереть>.
Как отмечают архитекторы, в Киеве слишком много жилых и общественных зданий. А если город перенасытить жильем - не будет возможности обеспечить всех живущих рабочими местами. Перекосы в таких вопросах могут приводить к нежелательным результатам. Яркий пример: известный бразильский архитектор Оскар Нимейер запроектировал новую великолепную столицу Бразилии - город Бразилиа. Он учел и традиции местной архитектуры, и лучшие достижения в этой области, и новые веяния, провозглашенные Ле Корбюзье. Архитектор сделал все, но не посчитал население. До сих пор этот необыкновенный город заселен наполовину, его создали для чиновников. Простым горожанам здесь работать негде, да и квартиры дорогие.
Тесно как в Японии
Дальновидные архитекторы обеспокоены: в Украине нужно реконструировать спальные районы - с умом, просчитывая все возможные последствия. Вот хрестоматийный пример: в 1955 году американский архитектор японского происхождения Минору Ямасаки, автор проекта World Trade Center, создал жилой комплекс Прютт-Айгоу в Сент-Луисе, за что получил награду Американского союза архитекторов. В проекте было учтено все: 14-этажные жилые дома, висячие улицы, все виды культурно-бытового обслуживания, разделение транспорта и пешеходов. Но в 1972 году этот комплекс пришлось взорвать, поскольку он превратился в центр криминала. Висячие улицы, переходы и лестницы оказались очень удобными для грабежа и убийств.
.
Конечно, города будут расти вверх - это неизбежность: земли не бесконечны. Поэтому в будущем горожане должны рассчитывать на тесноту. Сегодня двухкомнатная квартира площадью 50 кв. метров уже считается маленькой, а вот в Японии модуль полезной площади на одного человека составляет 4 кв. метра. В японских отелях площадь одноместных номеров - 8-10 кв. метров, а главное публичное пространство - это холл, вестибюль и ресторан (обязательно с зимним садом и водоемом).
Все равно лучше жить за городом
.
Голландские поселки-замки (источник: www.haverleij.nl)
Природа человеческая такова: хочется жить ближе к земле. Именно поэтому в Европе и Америке так затребован частный сектор. Сегодня в Голландии и Германии люди стремятся организовать комфорт загородной жизни в черте города.
Еще Аристотель писал, что мегаполис создается для удобства и качества жизни. Города строили не для плебса - для достаточно зажиточных людей. А что теперь? В украинских городах жить так некомфортно, что люди бегут из мегаполисов.
Подобная тенденция уже наблюдается и в Украине. Горожане переезжают за город уже не поодиночке, а массово. А поскольку в кризис строить дома становится все сложнее, люди берут организацию строительства на себя. Причем, в клубных поселениях делается ставка на современную европейскую архитектуру и развитие инфраструктуры всего поселка, включая инфраструктуру окружающих населенных пунктов, и, конечно, применяются технологии строительства с учетом европейских норм энергосбережения.
Артем Миргородский, основатель клубного движения.- Уже в 2008 году в Великобритании так строились почти 20% семей. В Украине это пока новаторство>.
Клубные поселения итальянского архитектора Дэвида Мартини
Чем отличается подобное строительство от обычной практики?не забивают гвозди, не штукатурят стены и не клеят обои... Они эффективно управляют строительством, фактически выполняя работу менеджера строительной фирмы. Но делают это значительно лучше, потому что сами контролируют свой бюджет и качество процесса.
А поскольку клубные поселения собирают людей одного социального круга, близких по духу, налицо - построение нового гражданского общества. Как прогнозируют аналитики, в будущем именно такие поселения будут составляющими государства, а города вернутся к своим первичным функциям торговых, административных и образовательных центров, как это было в древние времена.